Photo Spark

последние добавленные фото...

Глоссарий начинающего фотографа

Категория: Глоссарий
Автор:
Рейтинг: 82.3
Дата создания статьи: 15.01.2012 18:48

А

Аберрация — оптическое несовершенство фотообъективов, приводящее к ухудшению качества изображения. Аберрация проявляется в понижении резкости изображения, нарушении подобия между объектом и его изображением (геометрические аберрации) или окрашивании контуров изображения (хроматические аберрации).


Автобрекетинг — режим автоматического выполнения серии кадров с отклонением экспозиции в сторону увеличения или уменьшения с определенным шагом. Камера последовательно делает несколько снимков с разными параметрами. Один снимок делается с нормальной экспозицией, один или несколько с недодержкой и один или несколько с передержкой. Шаг обозначается отдельно и обычно имеет значения 1/3, 1/2, 2/3 и т. д.


Автоматическая фокусировка — автоматическая наводка на резкость. Бывает двух типов:

1.активная — с помощью излучающих элементов камера пытается определить расстояние до снимаемого объекта, а затем фокусирует объектив на это расстояние.

2.пассивная — в цифровых и зеркальных камерах чаще всего осуществляется с помощью измерения контрастности, то есть электроника исследует изображение в поисках контрастных линий и границ объектов, а затем фокусирует объектив таким образом, чтобы эти линии стали максимально резкими.


Автопортрет — съемка самого себя с помощью фотоаппарата, оснащенного автоспуском или зеркалом.

 

Автоспуск — механизм, предназначенный для автоматического срабатывания затвора через некоторое время после его включения.


Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) — устройство, преобразующее аналоговый сигнал в последовательность цифр. Основной его характеристикой является разрядность — количество дискретных уровней сигнала, распознаваемых и кодируемых АЦП. Например, разрядность 8 бит означает, что преобразователь в состоянии определить 28 уровней сигнала и отобразить их в виде 256 различных значений.


Апертура — величина, определяющая действующее отверстие объектива. Определяется диаметром линз или диафрагмы, ограничивающими поток света, проходящий через объектив. В иностранной литературе и в обиходе слова диафрагма и апертура являются синонимами.

Б

Байонет (в переводе с французского «штык») — способ соединения объектива с фотокамерой, при-шедший на смену резьбовому креплению. Представляет собой поворотный разъем обычно с группой электрических контактов для обмена данными между объективом и камерой. Камеры разных производителей имеют различные байонеты, поэтому часто оптика одного производителя не подходит к фотокамере другого.


Баланс белого — процедура, выполняемая встроенным программным обеспечением фотоаппарата при создании файла с изображением. Заключается в подстройке цветов снимка таким образом, чтобы независимо от типа источника света белые объекты (например, бумага) не приобретали «лишних» оттенков. В большинстве цифровых фотоаппаратов баланс белого регулируется автоматически, то есть камера сама анализирует спектр кадра и высчитывает баланс белого. Однако в сложных ситуациях, когда преобладает один цвет, например зеленый, камера может ошибиться. В итоге снимки могут получиться желтыми или голубыми (в зависимости от света). В таких случаях необходимо вручную подстроить баланс по белому листу. В зависимости от модели фотоаппарата это осуществляется по-разному, но смысл подстройки в любом случае заключается в том, чтобы указать камере, какой цвет в данных условиях следует считать белым.


Бинокулярное зрение — зрение одновременно обоими глазами. Бинокулярное зрение позволяет оценить расстояние до рассматриваемого предмета и определить глубину и объем пространства, в котором распределены наблюдаемые предметы.


Бленда — приспособление, которое крепится к объективу и защищает его от засветки. Обычно используется при съемке природы — отсутствие бленды снижает точность снимка.


Блик — бесформенное яркое световое пятно или яркие точки на темных гладких, глянцевых и полированных поверхностях. Блики обычно возникают при попадании яркого света (солнца) в объектив. Также могут появиться при съемке через стекло, пластик и т. д. Для борьбы с бликами применяются бленды и поляризационные фильтры.

 

В

Ведущее число — число, характеризующее условия экспозиции при съемке со вспышкой. Разделив это число на количество метров от камеры до объекта съемки, получают искомую диафрагму.


Видоискатель — устройство в фотоаппарате для определения границ кадра. Существует несколько видов видоискателей.

1. Оптический — самый простой видоискатель. Представляет собой оптический канал, параллельный главному объективу камеры, который зуммируется одновременно с основным объективом. Такие видоискатели часто обладают небольшими погрешностями.

2. Видоискатель «зеркальных» фотокамер TTL (Through The Lens — через объектив), в котором прошедший через объектив свет системой призм и/или зеркал перенаправляется в окуляр.

3.Электронный видоискатель просто дублирует изображение, выводимое на ЖК_дисплей. Такой видоискатель более точно, по сравнению с оптическим, захватывает поле съемки, однако при этом теряются мелкие детали снимка. Кроме того, электронному видоискателю свойственно запаздывание.


Вспышка — электрический прибор, который устанавливается на фотокамере для автономного освещения и предназначен для мощного мгновенного освещения объекта съемки. Иногда при съемке применяют одновременно несколько вспышек, синхронизированных между собой. Существуют два вида вспышки.

1.Встроенная. Ей оборудованы практически все цифровые фотоаппараты, однако, ее использование часто отрицательно сказывается на качестве получаемых снимков. Яркий пучок света сильно искажает цвета объекта — например, лицо на фотографии может выйти немного синим. Еще один минус использования встроенной вспышки: ее свет направлен прямо на объект съемки. Из-за этого появляется эффект «красных глаз»: свет, отразившись от сетчатки глаза, успевает вернуться к камере, и зрачки краснеют.

2.Внешняя. Позволяет избежать подобных проблем: ее свет можно направить в любую сторону. Для подключения внешней вспышки в некоторых фотоаппаратах предусмотрен специальный синхроразъем. Однако гораздо чаще встречается разъем другого типа (называется «горячий башмак»), представляющий собой специальное гнездо, куда можно вставить внешнюю вспышку.

При работе цифрового фотоаппарата в режиме автоматического спуска техника, проанализировав условия съемки, попытается самостоятельно определить необходимость срабатывания вспышки. Однако лучше все же пользоваться ручной настройкой (например, снимать со вспышкой при ярком солнечном свете для уменьшения резких теней). Использование вспышки быстрее расходует энергию батарей, поэтому держите наготове запасной набор.


Выдержка — время, в течение которого затвор остается открытым и пропускает свет на пленку. Чем быстрее затвор закроется, тем меньше света попадет на матрицу, а значит, кадр будет темнее. Для правильной установки выдержки применяют экспонометр.


Выцветание фотоотпечатков — ухудшение качества изображения при длительном хранении снимков. Проявляется в виде искажения цветов и их насыщенности. Выцветание изображения чаще всего происходит из-за разрушения под влиянием солнечного света желтого красителя верхнего слоя.

Г

Гиперфокальное расстояние — минимальное расстояние от фотоаппарата до плоскости в пространстве, от которой далее до бесконечности все предметы передаются резко.


Гистограмма изображения — график параметров изображения. Фактически гистограмма может показать недостаток того или иного цвета на снимке. Некоторые фотоаппараты отображают гистограмму во время съемки — это облегчает построение кадра. Например, заметив неровности или пустоты на гистограмме, возможно, стоит попытаться изменить ракурс или слегка повернуть камеру так, чтобы график на гистограмме сгладился.


Глубина резкости — возможность объектива изображать четкими объекты, расположенные ближе или дальше точки наведения на резкость. Например, при съемке пейзажей картинка должна быть максимально четкой. В портретных снимках эту величину следует задавать минимальной, желательно, чтобы резкой получилась только модель в кадре, а фон был максимально размыт. Глубина резкости является условной единицей измерения, которая возрастает с диафрагмированием объектива.


Глянцевание — специальная обработка бумаги, делающая поверхность фотографии зеркальной.


 «Горячий башмак» — контактное устройство для подключения к фотоаппарату электронной фотовспышки.

Д

Дальномер — устройство для определения расстояния от объектива до снимаемого объекта.


Деформация — изменение физических и химических свойств фотоматериалов, связанное, прежде всего, с неправильным их хранением и эксплуатацией.


Диапозитивы — слайды. Слайдовая пленка также называется обратимой.


Диафрагма — светонепроницаемая перегородка с отверстием в центре, которая влияет на степень освещенности снимка: чем она шире, тем светлее кадр. При диафрагмировании меняется глубина резкости. Изменяя значения диафрагмы, можно управлять глубиной резкости (например, чтобы сфотографировать какой-то объект с максимально размытым задним фоном).


Динамический диапазон — способность отличать самые темные оттенки от самых светлых. Чем шире динамический диапазон, тем большее количество оттенков будет присутствовать на снимке.


Диффузия света — направленное хаотичное распространение света. Достигается с помощью рассеивателей и отражателей. Такой свет наиболее правильно передает объемы. Применяется в художественной фотографии так же часто, как и фотоаппарат.


Диффузорный фотографический процесс — процесс быстрого получения позитивного фотоматериала — фотографии. Такой процесс происходит прямо в самом фотоаппарате, например таком как Polaroid.


Длиннофокусный объектив — объектив, фокусное расстояние которого в несколько раз больше диагонали кадрового окна. Длиннофокусный объектив позволяет получать крупномасштабные снимки удаленных предметов. Величина фокуса достаточно условна, и, скорее, нужно говорить об угле зрения. Чем он меньше, тем больше объектив становится длиннофокусным.

Напоминает действие бинокля, когда за километр видно как на ладони.

Е

Естественное освещение — освещение, создаваемое природными источниками света. При фото-съемке чаще всего используется солнечный свет: прямой, рассеянный атмосферой или отраженный от облаков и объектов, находящихся на земной поверхности. Главная особенность естественного освещения — непостоянство по интенсивности, контрасту и спектру излучения.

Ж

ЖК-дисплей — индикатор на жидких кристаллах, экран в цифровых фотокамерах, который используется для просмотра сохраненных снимков, кадров до записи на карту памяти, а также в качестве видоискателя большого формата. В большинстве цифровых камер среднего уровня можно использовать ЖК-дисплей в режиме непрерывного воспроизведения снимаемого изображения (для компоновки кадра). ЖК-дисплей также служит для установки режимов работы фотоаппарата.

З

Засветка — нежелательное освещение фотоматериала. При проявлении засветка «зачерняет» изображение на пленке, и напечатать качественные фотографии нельзя. Засветка может произойти из-за неправильного хранения фотоматериалов и неполадок в фотокамере (например,плохо закрывается крышка фотоаппарата).


Затвор — встроенный в фотоаппарат механизм, с помощью которого осуществляется заданное время открытия кадра. Современные камеры оснащены шторным затвором, который на больших выдержках открывает шторку, а через положенное время к ней вдогонку бежит следующая шторка. При быстрых выдержках первая шторка не успевает дойти до конца кадра — вторая устремляется за ней. Таким образом, свет на пленку попадает через щель, которая движется вдоль кадра.


Зернистость — неравномерность структуры почернения равномерно экспонированного фотографического слоя, обнаруживаемая при увеличении. Равномерное покрытие дает мелкое зерно, неравномерное — наоборот. Зерно на пленке зависит от ее чувствительности. Чем она выше,

тем выше зернистость, которая чаще всего негативно сказывается на резкости и пластике изображения.


Зум — увеличение размера объекта на картинке. Бывает двух видов:

1. Оптический — увеличивает объект за счет передвижения линз внутри объектива. С помощью такого зума на объекте съемки можно рассмотреть мелкие детали: чем больше величина зума, тем крупнее удаленный объект.

2.Цифровой — увеличивает картинку на основе анализа уже имеющегося изображения. Вставляет между существующими точками дополнительные, не добавляя никаких деталей. Например, при съемке какого-либо далеко находящегося здания оптический зум позволит рассмотреть кирпичики, а цифровой — лишь увеличит дом, оставив его гладким.


Зум-вспышка — вспышка с возможностью изменения угла охвата. Позволяет оптимально расходовать энергию вспышки. Необходимый угол охвата зависит от используемого объектива.


Зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием. Сегодня выпускаются достаточно высококачественные зум-объективы. Правда, недорогие зумы обычно имеют маленькую светосилу, что уменьшает маневр при съемке (ограничивает диапазон выдержек и минимальную глубину резкости).

 

И

Источники искусственного освещения — в фотографии применяют следующие источники искусственного освещения:

- лампы накаливания общего назначения;

- зеркальные лампы;

- галогенные лампы;

- импульсные источники (вспышки).

К

Кадр — широкое понятие, означающее в фотографии отдельный снимок в одной тематической серии, часть пленки и изображение в видоискателе.


Кадрирование — изменение границ кадра (при печати в меньшую сторону, а при съемке — в любую). Используется для достижения выразительности снимка. Кадрирование иногда выполняют с помощью ножниц, обрезая все лишнее на готовой фотографии.


Карта памяти (flash_карта) — электронный носитель для записи информации. Сегодня выпускаются карты памяти разных размеров и типов: SmartMedia, CompactFlash, SD, Sony Memory Stick, xD_Picture и MMC.


Каше — непрозрачные или полупрозрачные заслонки, применяемые в технических целях или для создания спецэффектов. Процесс использования каше называют кашированием (кашетированием) светового потока.


Кольцевая вспышка — фотовспышка кольцевой формы, которая помещается вокруг объектива фотокамеры и обеспечивает почти бестеневое освещение. Такая вспышка используется при макросъемке.


Композиция — гармоничное сочетание всех элементов снимка: от линий до освещения.


Контраст — визуальное восприятие разницы самого освещенного и наиболее темного участка кадра.


Контровой свет — световой поток, направленный в объектив близко к его оптической оси. Это особое направление света — съемка ведется против источника освещения (например, фотографируется дерево на закате, а солнце находится за ним). Результат — светлый контур на освещенном объекте при полностью затененной его фронтальной плоскости. Контровой свет используется при съемке ярких сюжетов, часто применяется для создания эффектных рекламных плакатов.


Кратность светофильтра — условное число, определяющее изменение экспозиции при применении какого-либо светофильтра.

М

Макросъемка — съемка очень мелких предметов, отраженных на пленке практически в натуральную величину (фотографии насекомых, марок, монет и т. д.). Это, пожалуй, самый популярный и знакомый вид постановочной фотографии. Возможность снимать предметы в непосредственной близости к объективу зачаровывает многих, ведь далеко не всякий пленочный аппарат можно навести на резкость на очень малом расстоянии. Макросъемка примечательна тем, что на фотографии незаметные в повседневной жизни предметы (например, полевой цветок или бабочка) фиксируются как главные объекты съемки. На макроснимках (как и на портретах) резким бывает лишь главный объект, а фон всегда размыт.


Матрица — это встроенный в цифровую камеру миниатюрный светочувствительный элемент, заменяющий пленку. Матрица состоит из мельчайших светочувствительных элементов, реагирующих на энергию световой волны. От количества этих элементов зависит разрешение конечного кадра.

Н

Направленный свет — свет, который попадает на объект съемки прямо от источника освещения. Применяется как дополнительная подсветка при съемке портрета.


Негатив — фотографическое изображение, в котором все света и цвета показаны наоборот. В таком виде мы получаем пленку из проявки.

О

Объектив — оптический прибор, предназначенный для передачи реального изображения на пленку, важнейшая часть фотоаппарата, которая пропускает внутрь камеры свет, передавая информацию о снимаемом объекте. От качества и размера объектива зависит очень многое, в том числе четкость картинки и качество передаваемых цветов. При выборе фотоаппарата не стоит забывать простейшего правила: чем шире и больше его объектив, тем выше вероятность сделать с его помощью более-менее качественные снимки.


Освещение — необходимое условие для фотографии, фактор, напрямую влияющий на качество снимков. Источники света бывают направленные, рассеянные, отраженные. Их комбинация придает снимку художественную выразительность. В зависимости от направления выделяют следующие источники света: передний, боковой, верхний, нижний и контровой.


Основные цвета — цвета оптических излучений или красителей, используемые для создания цветных изображений. Различают основные цвета аддитивного и субтрактивного синтеза (со сложением и вычитанием цветов).


Отражатель — светлая, матовая или блестящая поверхность, на которую падает свет. Используется для придания изображению мягкости.


Оттенение — частичное прикрытие света для уменьшения его поступления в объектив. Применяется для выравнивания освещения и в художественных целях.

П

Панорамная съемка — съемка больших горизонтальных участков, которые при печати объединяются в один снимок.


Пиксел (сокращение от picture element — элемент рисунка) — крошечные точки, содержащие информацию в цифровой фотокамере. Термин «мегапиксел» означает миллион пикселов. Чем больше количество пикселов, тем выше разрешение и лучше снимки. Снимки высокого качества занимают больше места на карте памяти, но с них можно напечатать более качественные фотографии:

- менее 1 мегапиксела — подходит для отправки снимков по электронной почте;

- 1 мегапиксел — 10 . 15 см;

- 2 мегапиксела — 12 . 17,5 см;

- 3 мегапиксела — 20 . 25 см;

- 4 мегапиксела — 27,5 . 35 см;

- 5 мегапикселов — 40 . 50 см.

Позитив — фотографическое изображение, в котором соотношение яркости и света передано так, как и на оригинале.


Поляризационный фильтр — светофильтр, преобразующий хаотичное направление света в один направленный пучок лучей. Используется для устранения бликов.


Р

Разрешающая сила объектива — способность оптики передавать отдельно видимые микроштрихи или точки. Выражается в умении объектива видеть определенное количество точек на один миллиметр.


Ракурс — положение фотоаппарата по отношению к объекту съемки. Ракурс влияет на изменение пропорций объекта на полученном снимке.


Рассеиватель — материал, рассеивающий свет. Позволяет смягчить тени на изображении.


Резкость изображения — качество отчетливо видимых границ, разделяющих предметы и плоскости. Зависит от качества объектива, величины выдержки и зернистости негативного материала.


Репродукционная съемка — съемка плоских оригиналов (чертежей, рисунков, текстовых документов и т. д.) с целью получения их копий (репродукций).


Ручной режим — установка диафрагмы и выдержки вручную (управление экспозицией и глубиной резкости).


С

Светосила объектива — соотношение реального света со светом, который попадает на светочувствительный материал.


Светофильтр — прозрачный материал, имеющий специфические способности пропускания того или иного светового спектра.


Светочувствительность — способность фотоматериала реагировать на действие света в течение определенного времени. Другими словами, способность делать приличные кадры при разном освещении. Чем ниже этот показатель (единицы измерения — ISO, возможные значения — от 50 до 1600), тем больше должно быть света.


Сепия — эффект монохромного изображения в градациях теплого цвета — коричневого или красноватого. Делает снимки похожими на старые фотографии или кинопленки.


Сменные объективы — несколько объективов для одного фотоаппарата, обладающих разным фокусным расстоянием. Набор из широкоугольного, длиннофокусного и нормального объектива называют линейкой.


Т

Телеобъектив — сменный объектив с фокусным расстоянием в несколько раз больше фокусного расстояния обычного объектива. Используется при съемке портретов и сильно отдаленных предметов.


Точка фокуса — то место, которое считается главным на снимке и по которому наводится фотоаппарат. Существует много способов фокусировки, например, по центру или нескольким точкам кадра. В некоторых камерах предусмотрена возможность сдвигать точку фокусировки из центра в другую область. Очень полезна ручная фокусировка, позволяющая точно указать требуемое расстояние до объекта съемки и как результат — делать нестандартные снимки, например фотографировать паутину или стекло.


Ф

Flash_память — энергонезависимая память, сохраняющая информацию после выключения питания.


Фокусное расстояние — расстояние от главной плоскости негатива до точки фокуса.


Форматы хранения фотографий.

-JPEG — самый распространенный формат изображений. Имеет несколько степеней сжатия, от которых зависит занимаемое снимком место на диске и качество изображения. При сохранении в формате JPEG отдельные точки рисунка не выделяются и кодируются так же, как основной фон. В итоге чем сильнее степень сжатия формата JPEG, тем менее детализована картинка.


-TIFF — профессиональный формат изображения, обеспечивающий многократное сохранение несжатого изображения или сжатие без потери качества: специальный язык разметки

файла позволяет сохранять всю возможную информацию о картинке (от размера изображения до количества используемых в нем цветов). Как правило, фотографии в формате TIFF занимают в три раза больше места, чем в JPEG.


-RAW — данный формат позволяет записать картинку в таком виде, в котором ее «увидела» матрица камеры. Качество записи в формате RAW намного выше, чем в JPEG, так как при этом снимки сохраняются без сжатия или со сжатием без потерь. Распознать картинку в данном формате может лишь специальный декодер, чаще всего входящий в комплект программного обеспечения, поставляемого вместе с камерой.


Фотоматрица — микросхема с матрицей из фотоэлементов (CCD или CMOS), выполняющая в цифровых камерах роль фотопленки. Профессиональные и дорогие любительские зеркальные цифровые фотоаппараты имеют фотоматрицы с более широким динамическим диапазоном, чем камеры начального уровня.


Ц

Цвет — один из признаков объективной реальности, присущий окружающим объектам и воспринимаемый человеком как осознанное зрительное ощущение. Цвет несветящихся предметов обусловлен следующими факторами: окраской предметов; текстурой их поверхности, оптическими свойствами источника освещения и среды, через которую распространяется свет, а также психофизическими процессами зрительного восприятия.


Цветовая температура — величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света (измеряется в градусах по шкале Кельвина) (табл. 1). Чем меньше цветовая температура, тем больше красноватых тонов содержится в спектре излучения. Для высокой цветовой температуры характерны синеватые оттенки.


Таблица 1. Значения цветовой температуры, характерные для типичных условий освещения 

Тип освещения Цветовая температура, К

Лампа накаливания 2500–3500

Сумерки 4000

Флуоресцентная лампа 4000–4800

Солнечный свет 4800–5400

Облачность 5400–6200

Тень 6200–7800

 

Ч

Число чувствительности — коэффициент, характеризующий скорость реакции фотоматериала на освещение.


Ш

Широкоугольный объектив — объектив с фокусным расстоянием менее 40 мм. По сравнению с обычным объективом имеет более широкий угол зрения.


Штатив — устройство, фиксирующее положение фотоаппарата во время съемки.

 

Э

Эквивалент фокусного расстояния — фокусное расстояние обычного узкопленочного объектива1 (табл.2).

 

 

 

Таблица 2. Зависимость типа объектива от фокусного расстояния

Фокусное расстояние обычного объектива, мм , Тип объектива

Менее 20 Сверхширокоугольный

24–35 Широкоугольный

50 Нормальный (угол обзора равен углу обзора человеческого глаза — 46°)

80–300 Длиннофокусный (телеобъектив, узкоугольный)

Более 300 Супердлиннофокусный

Увеличение фокусного расстояния приводит к увеличению изображения и уменьшению перспективы.


Экспозиция — совокупность параметров выдержки и диафрагмы при определенном количестве света. Замеряется с помощью экспонометра.


Экспонирование — засвечивание фотоматериала определенным количеством световых лучей с омощью открытия затвора и относительного отверстия объектива.

В XX веке широкое распространение получили узкопленочные камеры со стандартным форматом кадра 24 . 36 мм. Так как в цифровых фотоаппаратах угол обзора объектива напрямую зависит от размера матрицы, а единого стандарта на размер матриц нет, стал использоваться термин «эквивалентное фокусное расстояние».


Экспокоррекция (компенсация экспозиции) — самый простой и эффективный способ осветлить полученный кадр. Значения обычно варьируются от –2 до +2. Если число положительное — кадр становится светлее, отрицательное — темнее. В отличие от светочувствительности, также влияющей на качество снимков при ограниченном освещении, экспокоррекция увеличивает количество света в кадре, не делая картинку зернистой.


Экспонометр — прибор для измерения яркости объектов или их освещенности.


Элементы питания — цифровые фотоаппараты требуют много энергии, поэтому при покупке камеры стоит приобрести аккумулятор. Некоторые производители включают подобные батарейки в комплектацию фотоаппаратов. Существует несколько видов заряжаемых батареек, самые распространенные из которых никель_металл_гидридные (NiMH) и литий_ионные (Li_Ion). Никель-кадмиевые (NiCd) аккумуляторы считаются менее надежными: им свойственен эффект «памяти» при недостаточной зарядке и они быстрее выходят из строя.


Я

Яркость — отражающая способность различных предметов и объектов при освещении. Является основной величиной, по которой замеряется экспозиция.

 


Комментарии